26.11.2016   3416  0
 

Как относится церковь к ЭКО?


Сегодня бесплодие – это не приговор. Миллионы современных женщин получили возможность стать матерями благодаря достижениям медицины. И один из способов забеременеть и родить – это экстракорпоральное оплодотворение, которое для некоторых становится единственным выходом. А как относится церковь к ЭКО, стоит ли решаться на такую процедуру верующим людям?
Беременная женщина

Позиция православной церкви

Позиция православной церкви и её мнение о многих социальных и медицинских проблемах современного общества были сформулированы в начале нынешнего века в специальном документе, получившем название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В одной из частей подробно рассказывается как раз о применяемых методах так называемого искусственного оплодотворения.

Вообще, церковь приемлет современные достижения медицины, даже те, которые позволяют решить проблему бесплодия. Но в то же время большинство священнослужителей считает, что подобное вмешательство в уникальный и подвластный только Богу процесс зарождения новой жизни несёт угрозу для личности человека, в частности, для её нравственности и духовности. Отношения между людьми, которые с самых давних времён стояли во главе развития общества, подвергаются сомнениям и уходят на второй план, а на первый выходит порой эгоистичное желание продолжить род.

Если подробно изучать документ, обозначающий отношение церкви к ЭКО и прочим подобным процедурам, то можно расценить позицию как неодобрительную, но не крайне негативную. Вторжение третьих лиц в отношения между супругами нарушает истинное предназначение, цели и целостность брачного союза. Кроме того, деторождение хотя и является логической неотъемлемой частью семейных ценностей и воспринимается как желанный плод супружества, всё же оно не должно становиться основной целью брака.

В документе упоминается, что если супруги по каким-то причинам не способны зачать ребёнка самостоятельно, а хирургические и терапевтические методы лечения бесплодия оказались неэффективными, то им следует смириться с таким положением дел, то есть принять бесчадие, восприняв его как волю Божью. И в этом случае священнослужители рекомендуют жене и мужу рассмотреть возможность усыновления. Но такое решение должно быть обоюдным, обдуманным.

Стоит отметить, что вера является неотъемлемой частью жизни, поэтому церковь старается шагать в ногу со временем и учитывать современные тенденции и касающиеся общества и жизненных принципов перемены. Поэтому искусственное оплодотворение может относиться к разрешённым и допустимым методам медицинской помощи, но лишь в некоторых случаях.

Когда церковь одобряет ЭКО?

Экстракорпоральное оплодотворение одобряется церковью лишь в том случае, если оно не ставит под угрозу целостность брака и истинное предназначение союза, а также не нарушает нравственность отношений. Так, процедура допускается при использовании для оплодотворения клеток мужа. При этом семья должна быть традиционной и крепкой, а брак – закреплённым как на законодательном уровне, так и перед Богом. В данной ситуации ЭКО почти не имеет принципиальных отличий от естественного и предначертанного Господом зачатия, а также осуществляется в контексте семейных отношений.

В каких случаях церковь относится к ЭКО неодобрительно или негативно?

Православная церковь не одобряет экстракорпоральное оплодотворение, если оно связано с совершением грехов, нарушает права будущего ребёнка или ставит под сомнение основные принципы супружеских отношений.

Стоит рассмотреть случаи, в которых священнослужители относятся к ЭКО неодобрительно или даже крайне негативно:

  • Такие манипуляции с эмбрионами как их консервация (заморозка) или уничтожение. В православии даже человеческий зародыш наделяется свойствами человека. То есть человеческая душа зарождается ещё на этапе зачатия, и, значит, отбор жизнеспособных эмбрионов предполагает намеренное убийство, которое расценивается как тяжкий грех. Что касается остальных манипуляций, то они ставят под угрозу значимость личности человека и его достоинства, заставляя воспринимать жизнь как некий продукт. Поэтому если верующая женщина решилась на ЭКО, то она заранее должна попросить врачей о том, чтобы они использовали для подсадки всех полученных эмбрионов.
  • Использование донорских половых клеток. Оно ставит под сомнение исключительность и целостность брачной связи, нарушает достоинство личности и права будущего ребёнка на единственных родителей, которые будут являться и биологическими, и социальными, то есть фактическими. А ещё, по мнению священнослужителей, такая практика связывается с вмешательством третьих лиц и поощрением безответственности анонимных биологических отцов, которые не будут знать о существовании своих родных детей и не будут принимать участие в их жизнях.
  • Использование ЭКО для зачатия ребёнка в нетрадиционной семье. В таком случае процедура подрывает основы отношений между мужчиной и женщиной, представляет собой угрозу для признанной церковью традиционной семьи.
  • Реализация так называемых «репродуктивных прав» одинокими женщинами или мужчинами. В православной христианской вере указывается, что каждый ребёнок имеет право на двух родителей, а ЭКО изначально лишает его такой возможности, поэтому воспринимается неодобрительно.
  • Получение половых клеток – это ещё одна актуальная этическая проблема, связанная с экстракорпоральным оплодотворением. Дело в том, что для извлечения сперматозоидов в большинстве современных клиник используется онанизм, а рукоблудие расценивается как грех. Но можно найти иной способ. Так, половые клетки могут быть получены в ходе медицинской манипуляции или при нормальном супружеском взаимодействии.

Есть мнение, что ЭКО, в принципе, является греховным способом решения проблемы бесплодия, так как для его разработки проводились многочисленные эксперименты над эмбрионами, приведшие к их смерти. Но с данной точки зрения можно практически любые процедуры и медицинские методы расценивать как противоречащие Библии.

Крещение детей, рождённых в результате ЭКО

Многих также волнует вопрос о крещении детей, рождённых в результате экстракорпорального оплодотворения. Некоторые священнослужители могут отказывать в проведении обряда, но это необоснованно и неверно, ведь, согласно Библии, дети не должны отвечать за поступки своих родителей. Поэтому служители церкви обязаны крестить любого ребёнка, а отказ будет восприниматься как ущемление его прав и угроза вере.

Верующей женщине, решившейся на ЭКО, следует ответственно подойти к процедуре, проконтролировать каждый этап протокола, а при желании пообщаться со священнослужителем и получить ответы на тревожащие вопросы.

12345 ( проголосовало: 3, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Задать вопрос!

У вас есть вопросы? Не стесняйтесь, задавайте любые! И наш штатный специалист поможет вам. Перейти>>

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . . Политика конфиденциальности

Adblock
detector